Главная » Книжные издания

1 ... 21 22 23 24

щающнхся по путям катания нижних смотровых тележек.

Консольный край МАС-5. Кран (рнс. 12.2) имеет в своем составе два основных элемента: рамный четырехопорный портал с дугообразными в плане передним и задним ригелями; сплошностенчатую двухконсольную стрелу коробчатого поперечного сечення. Стрела опирается ходовыми колесами на ригели портала и закреплена в цапфе, центр которой является центром поворота стрелы в горизонтальной плоскости. Угол поворота стрелы, равный 40°, обеспечивает возможность монтажа сквозных пролетных строений мостов под железную дорогу. Конструкция соединения ригелей портала с его ногами дает возможность изменить углы наклона ног в поперечном направлении. Благодаря этому колея крана является переменной, и кран может

быть использован для монтажа пролетных строений с ездой как поверху (колея 3,9 м), так и понизу (колея 5,7 м).

К нижнему поясу коробчатой стрелы закреплены пути катания грузовой тележкн. Грузоподъемность тележкн, равная 5 т, по условиям прочности несущих конструкций краиа может быть реализована прн нахождении тележки не далее чем в 9,5 м от оси вращения стрелы. При удалении от осн вращения на большее расстояние грузоподъемность снижается до 2 т.

Переднюю консоль крана используют для монтажа пролетных строений моста, заднюю для демонтажа соединительных элементов между пролетными строениями.

Кран оснащен системой рештований, обеспечивающих возможность доступа снаружи и изнутри к трем

6000



Рис. 12.2. Консольный кран МАС-16:

( - портал; 2 -стрела; 3 - грузовая тележка; 4 кабина управления; 5 - подвесные рештований; б секция подкрановых путей; 7 - рештоваг(ия. они рающиеся на пролетное строение



Техническая характеристика крана JVVAC-5

[рузоподъемность наибольшая, т........ 5

Наибольшее расстояние крюка от оси вращения, м:

с грузом 5 т.....9,6

2 т.....15,3

Высота подъема крюка над уровнем подкранового пути

наибольшая, м..... 3

Высота опускания крюка ниже уровня подкранового пути наибольшая, м . . . 29 Скорости: подъема груза, м/мин . 9 перемещения грузовой тележки, м/мин .... 9 поворота стрелы, об/мин 0,14 перемещения крана,

м/мин ....... 7,5

Длина базы (расстояние между осями ходовых тележек), м ....... 6,0

Габаритные размеры (с рештованиями), мм:

длина .......35 600

ширина....... 9900

высота....... 9200

Ширина колеи (расстояние между осями путей катания), м........ 5,7

Вертикальная нагрузка от ходовой тележки наибольшая, кН .......285

Усилие в анкере портала наибольшее, кН .... 67

Масса крана, т..... 23

рештований, закрепленных непосредственно на кране, т.......7,05

последовательно расположенным узлам главных ферм. Наружные пло-цадки рештований подвешены к порталу краиа и перемещаются вместе с краном. Внутренние площадки опираются своими консолями на верхние пояса ферм и переставляются грузовой тележкой крана по мере монтажа пролетного строения.

Доступ к узлам нижних поясов ферм и проезжей части предусмотрен с площадок, перемещающихся по путям катания нижних смотровых тележек.

12.2. МОНТАЖ КОНСОЛЬНЫХ КРАНОВ

Конструкция консольного крана расчленяется на следующие основные монтажные элементы: три секции стрелы, четыре ноги, два поперечных и два продольных ригеля портала, элементы связей между ригелями и ногами портала, кабина управления. Масса и габаритные размеры монтажных элементов обеспечивают возможность их перевозки по железным и автомобильным дорогам на транспортных средствах общего назначения.

Консольные краны монтируют с помощью стреловых полноповоротных кранов, предпочтительно гусеничных (табл. 12.1).

При монтаже консольного крапа на верхних поясах секции пролетного строения с ездой понизу (рис. 12.3) в первую очередь монтируют портал, укладывая его горизонтальные элементы (ригели и связи) на верхние пояса ферм и продольные связи между фермами. Продольная ось портала при этом не совпадает с продольной осью пролетного строения, что обеспечивает возможность последующего монтажа ног посредством подведения их под ригели снизу. Ноги портала монтируются вместе с ходовыми тележками. Последовательность установки элементов' поперечные ригели портала, его ноги, продольные ригели, связи. Собранный портал поднимают краном в уровень верхних поясов, смещают в поперечном направлении и устанавливают на подкрановые пути, затем поочередно монтируют среднюю н две концевые секции стрелы. Электрическое и механическое оборудование крана устанавливают вместе с порталом и стрелой После прокладки коммуникаций и подключения электроэнергии кран готов к работе.

Монтаж крана в пониженном

уровне выполняется по аналогичной схеме. При этом кран занимает наклонное положение на временной аппарели, используемой в дальнейшем для перемещения крана в уровень верхних поясов.



Таблица 12.1. Расположение мест монтажа консольных кранов

Тип пролетного строения

Длина стрелы

П0ЛИ0П0В0р0ТН0!О

крана

Место монтажа консольного крана

С ездой понизу То же

С ездой поверху

Достаточная

Недостаточная

В высоком уровне, на верхних пояса секции пролетного строения, предварительно смонтированной полноповоротным краном

В пониженном уровне с последующим перемещением по наклонному въезду в уровень верхних поясов На подходе перед мостом

Для пролетных строений с ездой поверху монтаж портала консольного крана на подходе начинают с установки и раскрепления ног. После этого монтируют поперечные и продольные ригели, а затем секции стрелы крана.

12.3. ПОДКРАНОВЫЕ ПУТИ

В процессе монтажа пролетных строений консольный кран перемещается по подкрановым путям, уложенным по верхним поясам главных ферм. Наличие в составе крана двух-


Рис. 12.3. Схема монтажа консольного крана: а - сборка портала; б - сборка стрелы;

/ - полиоповоротный кран, 2 - поперечный ригель портала; 3 - ноги портала; 4- портал; Л - секция стрелы; 6 - секция пролетного строения, собранная на подмостях полиоповорот иым краном; 7 - сборочные подмости



Тележка не показана 12 5


Таблица 12.2. Области применения консольных кранов

Рис. 12.4. Конструкция подкранового пути крана МАС-5:

/ - шина; 2 -диафрагма; а - ходовая тележка крана; 4 -ограничитель; 5 - сварной элемент верхнего пояса монтируемого пролетного строения

консольной стрелы дает во.1можность устраивать короткий подкрановый путь из двух секций. Длина каждой секции соответствует расстоянию между ходовыми тележками крана.

В процессе работы кран переставляет секции с помощью грузовой тележки по ходу своего перемещения.

Конструкция секций подкранового пути, например, для крана МАС-5, который имеет спаренные одноре-бордные ходовые колеса, приведена на рис. 12.4. Колеса опираются на шины уголкового поперечного сече ния, соединенные между собой диафрагмами. Для обеспечения точной установки путей на верхние пояса фер.м к шинам приварены ограничители.

В качестве путей крана типа МАС-16 могут быть использованы пути катания верхних смотровых тележек, входящих в состав конструкций пролетного строения пролетами 88 м и более.

12.4. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

И СХЕМА РАБОТЫ КОНСОЛЬНЫХ

Краны типа МАС-5 и МАС-16 предназначены для навесного монтажа стальных железнодорожных одно-

Тип крана

Пролетные строения

Расположение проезда

Пролет, м

Поверху

33-77

МАС-16

88-132

путных пролетных строений с сквозными главными фермами (табл. 12.2).

Технологический процесс навесной сборки пролетных строений консольным краном включает операции; поочередной сборки элементов в пределах панели с одной стоянки крана; перестановки секций подкрановых путей (кроме случаев перемещения кранов по путям катания смотровых тележек); перемещения крана на следующую стоянку по окончании сборки очередной панели; возвратного перемещения крана (по окончании монтажа очередного пролетного строения) и демонтаж временных соединительных элементов между пролетными строениями.

Стоянки крана располагаются на конце смонтированной части пролетного строения. Прн этом грузовая тележка в момент снятия монтажных элементов с транспортных средств располагается между опорами портала. Перед начало.м работы на очередной стоянке кран заанкеривают за верхние пояса главных ферм. Надежное заанкеривание - это основное требование техники безопасности для кранов данного типа. Другое требование, относящееся только к крану типа МАС-16, состоит в необходимости разгрузки ходовой тележки с помощью специального винтового устройства перед началом работы крана на очередной стоянке. Разгрузка ходовых частей предохраняет их от повреждений при действии повышенных опорных давлений в момент подъема груза.



Глава 13

КОПРЫ-КРАНЫ И КОПРОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

13.1. виды КОПРОВ

Копры как сваебойное оборудование можно классифицировать, разделяя их на две группы. Первая группа представляет специальное оборудование, предиазначенное только для погружения свай. К первой группе относятся опоры на специальном (рельсовом) шасси, а также копры, создаваемые с применением базовых машин - тракторов, кранов-экскаваторов и стреловых полноповоротиых кранов. Первая группа включает также и такой вид комбинированного оборудования, как копры-краны, т. е. копры, оборудованные грузоподъемными стрелами. Вторая группа охватывает стреловые полноповоротные краны и краны-экскаваторы со сменным (грузоподъемным и копровым) оборудованием.

В справочнике рассматриваются копры-краны и краны со сменным копровым оборудованием.

13.2. КОПРЫ-КРАНЫ

Копер-кран - это копер, оснащенный гру.зоподъемной стрелой. Преимущество оборудования данного вида перед чисто копровым оборудованием состоит в обеспечении всех подъемно-транспортных операций при работе копра (например, подъем сваи с транспортных средств, установка сваи в направляющие) без привлечения грузоподъемных кранов. В случаях, когда это целесообразно, кран-копер можно использовать и для обслуживания других, не связанных непосредственно с погружением свай работ по сооружению опор мостов (установка арматурных каркасов и опалубки, бетонирование ростверков) .

Разработанный СКВ Главмостостроя копер-кран показан на рис. 13 1. Основными элементами копра-крана являются ходовая рама с полноповоротиой платформой, мачта копра и грузоподъемная стрела.

Мачта копра закреплена шарнирно в опорном узле. Изменение наклона мачты обеспечивается посредством шарнирно соединенной с иен тягой. .Мачта оснащена выдвижной стрелой, необходимой для погружения свай ниже уровня стоянки копра. Стрела перемещается в направлении копровой мачты. Подъем к опускание стрелы осуществляются с помощью специальной лебедки, канат от которой проходит через блок иа оголовке мачты. На оголовке закреплен также блок для подъема и опускания дизель-молота, блоки гру.зовых и стреловых полиспастов.

Грузоподъемная стрела шарнирно закреплена на поворотной платформе и занимает по отношению к мачте копра объемлющее положение. Для изменения вылета стрелы применен стреловой полиспаст, закрепленный за оголовки стрелы и мачты. Оба



6500

Рис. 13.1. Копер-кран; г - ходовая рама; 2 - полноповоротиая платформа; 3 - дизель-молот; 4 - копро вая стрела; 5 - грузоподъемная стрела; 6 - грузоподъемный полиспаст



п-п-


Рис. 13.2. Стадия монтажа

копра

Техническая характеристика

копра-крана

Полная высота копра, м

21,5

Полезная высота, м . . .

Грузоподъемность, т . . .

2x10

Угол поворота в плане,

град.........

Наклон мачты:

вперед...... .

назад ........

Наибольший уровень погру-

жения головы сваи относи-

тельно головки рельса, м:

при вертикальных сваях

наклонных

(наклон 3:1) ....

Колея рельсового пути, м ,

Масса ударной части ди-

зель-мо.тота, т.....

3,5; 5

Установленная мошность

электродвигателей, кВт . .

Масса копра-крана, т: . . .

в том числе металлокон-

струкций ......

21 ,3

оборудование .....

21 ,6

противовес ......

15,1

дизель-молот.....

оголовка соединены также стропами ограничения вылета. Стрела оснащена двумя грузовыми полиспастами грузоподъемностью по 10 т.

13.3. МОНТАЖ И СХЕМЫ РАБОТЫ КОПРА-КРАНА

Для монтажа копра-крана необходимо применение вспомогательного крана (стрелового полноповоротного, козлового и др.). С помощью вспо-.могательного крана монтируют ходовую раму, поворотную лебедку с ле-

бедками, кабиной, противовесом п опорным узлом копровой стрелы. Собранную предварительно копровую мачту устанавливают краном на опорный узел в горизонтальном положении (рис. 13.2). На конец выдвижной стрелы устанавливают дизель-молот.

Подъем копровой мачты в требуемое (вертикальное или наклонное) положение возможен двумя способами.


Рис. 13.3. Схема работы копра-крана (установка сваи на выдвижную стрелу)



Показатели

Значения показателей

Базовая машина

Автомобильный

Гусеничный кран-

край КС-4561А

экскаватор Э-1254

Грузоподъемность, т

Максимальная длина погружаемой

сваи, м

Длина копровой стрелы, м

Вылет от оси вращения до оси погру-

4,85

4,75

жаемой сваи, м

По первому способу мачту поднимают с помощью крана со строповкой примерно за середину ее высоты путем вращения вокруг шарнира опорного узла.

Второй способ применяют при на-.<ождении копра-крана на подкопро-вом мостике. Положение выдвижной стрелы регулируют так, чтобы под действием веса дизель-молота происходил поворот мачты, оголовок которой придерживают при этом канатом грузовой лебедки. По окончании поворота нижний конец мачты соединяют с тягой.

Грузоподъемную стрелу устанавливают краном в наклонное положение, опирая ее на опорный узел, а затем переводят в требуемое положение, вращая вокруг шарнира опорного узла с помощью грузового каната, проходящего через блок на оголовке копровой мачты.

Характерная схема работы копра-крана показана на рис. 13.3.

13.4. СМЕННОЕ КОПРОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ К СТРЕЛОВЫМ ПОЛНОПОВОРОТНЫМ КРАНАМ

Для погружения свай применяют сменное копровое оборудование двух типов - с подвесными и навесными копровыми стрелами.

Навесная копровая стрела не имеет собственного опирания на грунт, и все статические и динамические нагрузки со стрелы пере-

даются грунту через опорные конструкции (гусеничные шасси или аутригеры) кранов. Тем самым обеспечивается повышенная рабочая мобильность таких ycraiHOBOK, особенно при гусеничных шасси, когда аутригеры отсутствуют. Навесная стрела имеет жесткое соединение с краном.

Однако, работа копровых установок с навесными стрелами возможна только на малых вылетах,

Прн необходимости работы на больших вылетах (например, при погружении свай в котлованах в случае отсутствия подкрановых мостов) применяют подвесные копровые стрелы. Подвесная стрела на всех стадиях работы установки опирается на грунт через специальную пяту. Поскольку при этом статические и динамические нагрузки со стрелы на кран не передаются, работу копровой установки можно вести на больших вылетах, что представляет преимущество данного технического решения. Однако сама по себе необходимость такого опирания резко снижает маневренность установки и ее производительность,

Да1нные копрового оборудования с навесными стрелами на автомобильных кранах и кранах-экскаваторах приведены в табл, 13.1,

Навесные и подвесные копровые стрелы изготовляют, как правило, ре-монтно-прокатные базы территориальных мостостроительных организаций (трестов) по собственным проектам, разрабатываемым применительно к конкретному грузоподъемному оборудованию.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.......

Глава 1. Основы применения кранового оборудования на строительстве мостов

1.1. Технико-экономические ИОВЫ выбора типов н па раметров кранов

1.2. Типы краиов

1.3. Основы техники беюпас ности при работе с кра нами.....

Глава 2. Подъемно-транспортное оборудование 2.1 Канаты и блоки .

2.2. Лебедки и домкраты

2.3. Строповочные устройства и траверсы

Глава 3. Стреловые передвижные краны, нх схемы и технн ческие характеристики 3.1. Конструктивные и экс плуатацноиные особенно стн стреловых кранов . .i 2 Устойчивость стреловых кранов ...

3.3. Транспортирование, мои таж и демонтаж стрело вых кранов

3 4. Области применения стре ловых кранов в мостост

роении .....

3.5. Краны автомобильные i

на спецшасси З.Ь. Пневмоколесные краны 3.7. Гусеничные краиы 3.S. Желе.эиодорожные крииы Г л а н а 4 Башенные краны

4.1. Схемы и технические ха рактеристики башепны; кранов ....

4.2. Подкрановые иутн

4.3 Монтаж. демонтаж i транспортирование башен ных кранов ....

4.4. Основные положения тех никн безопасности при монтаже, демонтаже и пе ревозкс башенЕЕых крапо!

Глава 5. Козловые краиы

5.1. Конструктивные особен ности и технические ха рактеристики Козловы? краиое .....

5.2. ПодкраЕювые пути 5 3. Монтаж козловых кранов

5 4. Применение козловых кра

нов на строительстве мо

сгов......

Г .1 а в d b Жестконогие деррнк-кра ны . . 6.1 Схемы и технические ха рактеристики деррик-кра нов......

6.3. Подкрановые пути

Ь.4. Расчет усилий иа опоры жестконогих деррик-кранов

6 5. Область применения и схе

мы работы жестконоги] деррик-кранов . Глава 7. Кабельные краны

7.1. Технические характери стики кабельных кранов

7.2. .Монтаж кабельных крапов

11 11

18 22

24 25

31 49 65 72

79 88

95 96

96 99 100

102 103

121 123

7.3. 7 4.

Глава 8.

8.1. 8.2. 8.3.

8.4. 8.5. М.6.

Глава 9.

9.1.

9 2. 9.3.

Глава 10.

10 1. 10.2. 10.3.

Глава 11.

11.1.

11.2. 11.3.

Глава 12. 12.1.

12.2

12.3. 12.4.

Глава 13

13.1.

13.2.

13.3.

13.4.

Система управления кабельным краном . . 135 Техника безопасности при работе кабельного крана 135

Плавучие краны .138 Виды плавучих кранов 138 Сборно-разборные краны 139 Плавучие крановые установки . .... 142 Монтаж, демонтаж и транспортирование плавучих кранов.....149

Область н особенности применения плавучих кранов .......150

Расчет плавучих крановых установок.....151

Консольные и шлюзовые краны для установки железнодорожных пролетных

строений.....156

Технические характеристики консольных и шлюзовых кранов . . . 156 Требования к железнодорожному пути .... 170 Схема работы железнодорожных консольных и шлюзовых кранов . . 174

Шлюзовые краны и комплекс механизмов для установки железобетонных плит н балок автодорожных мостов 183 Технические характе рнстнки шлюзовых кранов и комплекса механизмов 183 Монтаж и гракспортиро-ванне шлюзовых кранов н комплекса механизмов . 20! Схемы работы шлюзовых кранов и комплекса механизмов ......211

Консольные н шлюзовые краны для навесного монтажа железобетонных мостов .......219

Схемы и технические характеристики кранов . . 219 Подкрановые пути . . 228 Схемы применения и монтаж кранов.....229

Консольные краны длв сборки стальных пролетных

строений.....231

Схемы и технические характеристики консольных

кранов......231

Монтаж консольных кранов .......234

Подкрановые пути . 235 Область применении и схема работы консольных краиов......236

Копры-краны н копровое оборудование .... 237 Виды копров .... 237 Копры-краны .... 238 -Монтаж и схема работы копра-крана ... 238

Сменное копровое оборудование к стреловым пол-поповоротным кранам . . 239



1 ... 21 22 23 24