Главная » Книжные издания

1 2 3 4 5 6 ... 23

тоичивости, надежности и эксплуатационной пригодности зданий и сооружений и охраны здоровья людей. Полученные материалы от изысканий используют:

для установления соответствия или несоответствия природных условий заложенных в рабочей документации;

оценки качества возводимых сооружений и их оснований, проверки соответствия их проектным требованиям с установкой при необходимости контрольно-измерительной аппаратуры;

оценки состояния зданий и сооружений и эффективности работы систем их инженерной защиты;

выполнения специальных инженерно-геодезических, инженерно-геологических, гидрогеологических, кадастровых и других работ и наблюдений;

локального мониторинга компонентов окружающей среды;

санации и рекультивации территории (при необходимости) после ликвидации объектов.

Состав и содержание разделов проекта на строительство объектов капитального строительства. В соответствии со ст. 48 Градостроительного кодекса РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проекгной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:

пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;

схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;

архитектурные реЩения;

конструктивные и объемно-планировочные решения;

сведения об инженерном оборудовании, сетях инженерно-технического обеспечения; перечень инженерно-технических мероприятий; содержание технологических решений;

проект организации строительства объектов капитального строительства;

проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

перечень мероприятий по охране окружающей среды;

перечень л^ероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта

И иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);

проектно-сметная документация объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;

иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, устанавливаются правительством Российской Федерации. Проектная документация объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности также должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Состав и содержание разделов проекта на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения. Рекомендуемый состав и содержание разделов проекта на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения приводится ниже. При необходимости создания объектов жилищно-гражданского назначения для нужд предприятия или сооружения в состав проектной документации включается проект Жилищно-гражданское строительство .

Общая пояснительная записка. Общая пояснительная записка должна включать в себя основание для разработки проекта; исходные данные для проектирования; краткую характеристику предприятия и входящих в его состав производств; данные о проектной мощности и номенклатуре, качестве, конкурентоспособности, техническом уровне продукции, сырьевой базе, потребности в топливе, воде, тепловой и электрической энергии, комплексном использовании сырья, отходов производства, вторичных энергоресурсов; сведения о социально-экономических и экологических условиях района строительства; основные показатели по генеральному плану, инженерным сетям и коммуникациям, мероприятия по инженерной защите территории; общие сведения, характеризующие условия и охрану труда работающих, санитарно-эпидемиологические мероприятия, основные решения, обеспечивающие безопасность труда и условия жизнедеятельности ма-



ломобильных групп населения; технике-экономические показатели, полученные в результате разработки проекта, их сопоставление с показателями утвержденного (одобренного) обоснования инвестиций в строительство объекта и установленным заданием на проектирование (примерный перечень технико-экономических показателей по проекту приведен в приложении 1, табл. П1.1); сведения об использованных в проекте патентах и изобретениях, выводы и предложения по реализации проекта; сведения о проведенных согласованиях проектных решений. В пояснительную записку также включается подтверждение соответствия разработанной проектной документации государственным нормам, правилам, стандартам, исходным данным, а также техническим условиям и требованиям, выданным органами государственного надзора (контроля) и заинтересованными организациями при согласовании места размещения объекта; оформленные в установленном порядке согласования об отступлениях от действующих нормативных документов.

Генеральный план и транспорт. В разделе генеральный план и транспорт должна быть приведена краткая характеристика района и площадки строительства; решения и показатели по генеральному плану (с учетом зонирования территории); внутриплощадо-чный и внешний транспорт, выбор вида транспорта; основные планировочные решения и мероприятия по благоустройству территории; решения по расположению инженерных сетей и коммуникаций; организация охраны предприятия.

Основные чертежи. Состав альбома основных чертежей должен включать в себя ситуационный план размещения предприятия, здания, сооружения с указанием на нем существующих и проектируемых внешних коммуникаций, инженерных сетей и селитебных территорий, границы санитарно-защитной зоны, особо охраняемые территории (для линейных сооружений приводится план трассы, а при необходимости - продольный профиль трассы; картограмма земляных масс); генеральный план, на котором наносятся существующие, проектируемые и подлежащие сносу здания и сооружения; объекты охраны окружающей среды и благоустройства, озеленения территории и принципиальные решения по расположению внутриплощадочных инженерных сетей и транспортных коммуникаций; планировочные отметки территории.

Технологические решения. В этом разделе приводятся данные о производственной программе; краткая характеристика и обоснование решений по технологии производства; данные о трудоемкости изготовления продукции, механизации и автоматизации техНйлбгичеС1их процессов; состав и обоснование применяемого оборудования в том числе импортногб; решения по применению, Малоотходных й безбтхбдных технологических процессов й П]рОйЗ-

вОдств повторному использованию ТеПла И улоМенНЫХ хймре-

l 1

i

агентов; данные о количестве и составе вредных выбросов в атмосферу и сбросов в водные источники; технические решения по предотвращению (сокращению) выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду; оценка возможности возникновения аварийных ситуаций и решения по их предотвращению; вид, состав и объем отходов производства, подлежащих утилизации и захоронению; характеристика межцеховых и цеховых коммуникаций и решения по организации ремонтного хозяйства; топливно-энергетический и материальный балансы технологических процессов; число рабочих мест и их оснащенность; потребность в основных видах ресурсов для технологических нужд; предложения по организации контроля качества продукции.

Управление производством, предприятием и организация условий и охраны труда рабочих и служаиих. Настоящий раздел выполняется в соответствии с нормативными документами Минтруда России. В этом разделе рассматриваются организационная структура управления предприятием и отдельными производствами, автоматизированная система управления и его информационное, функциональное, организационное и техническое обеспечение. В него включаются также автоматизация и механизация труда работников управления, результаты расчетов численного и профессионально-квалификационного состава работающих; число и оснащенность рабочих мест; санитарно-гигиенические условия труда работающих и мероприятия по охране труда и технике безопасности, в том числе решения по снижению производственных шумов и вибраций, загазованности помещений, избытка тепла, повышения комфортности условий труда и т. д.

Архитектурно-строительные решения. В этом разделе приводятся сведения об инженерно-геологических и гидрогеологических условиях площадки строительства, а также краткое описание и обоснование архитектурно-строительных решений по основным зданиям и сооружениям; обоснование принципиальных решений по снижению производственных шумов и вибраций, бытовому, санитарному обслуживанию работающих; мероприятия по электро-, взрыво- и пожаробезопасности, защите строительных конструкций, сетей и сооружений от коррозии. В раздел включается также альбом основных чертежей, состоящий из планов, разрезов и фасадов основных зданий и сооружений со схематическим изображением основных несущих и ограждающих конструкций.

Инженерное оборудование, сети и системы. В раздел включаются решения по водоснабжению, канализации, теплоснабжению, газоснабжению, электроснабжению, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха, их планы и принципиальные схемы; сведения об инженерном оборудовании зданий и сооружений, в том числе об электрооборудовании, электроосвещении, связи и сигнализации, радиофикации и телевидении, диспетчеризации и



автоматизации управления инженерными системами, противопожарными устройствами, молниезащите, их планы и принципиальные схемы.

Организация строительства. Настоящий раздел разрабатывается в соответствии со СНиП 3.01.01 - 85 Организация строительного производства с учетом условий и требований, изложенных в договоре на выполнение проектных работ и имеющихся данных о рынке строительных услуг.

Охрана окружающей среды. Настоящий раздел выполняется в соответствии с государственными стандартами, строительными нормами и правилами, нормативными документами Минприроды России и другими нормативными актами, регулирующими природоохранную деятельность.

Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Настоящий раздел выполняется в соответствии с нормами и правилами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Сметная документация. Сметная стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) определяется по сметной документации, составленной в соответствии с положениями и формами, приводимыми в нормативно-методических документах Госстроя России (Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству). Состав сметной документации, разработанной на с т а дни проект, должен содержать:

сводные сметные расчеты стоимости строительства, а при необходимости - сводку затрат. Сводка затрат составляется в том случае, когда капиталовложения предусматриваются из разных источников финансирования.

объектные и локальные сметные расчеты;

сметные расчеты на отдельные виды затрат, в том числе на проектные и изыскательские работы.

В составе рабочей документации должны быть объектные и локальные сметы. Они составляются, если это предусмотрено в договоре на выполнение рабочей документации.

Для определения стоимости строительства необходимо использовать действующую сметно-нормативную базу 2001 г.

Стоимость строительства в сметной документации заказчика рекомендуется приводить в двух уровнях цен:

1) в базисном (постоянном) уровне, определяемом на основе действующих сметных норм и цен;

2) в текущем или прогнозном уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства.

В состав сметной документации проектов строительства включается также пояснительная записка, в которой приводятся дан-

ные, характеризующие примененную сметно-нормативную базу, уровень цен и другие сведения, отличающие условия данной стройки.

На основе текущего (прогнозного) уровня стоимости, определенного в составе сметной документации, заказчики и подрядчики формируют свободные (договорные) цены на строительную продукцию. Эти цены могут быть открытыми, т. е. уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства, или твердыми (окончательными). В результате совместного рещения заказчика и подрядной строительно-монтажной организации оформляется протокол (ведомость) свободной (договорной) цены на строительную продукцию по соответствующей форме.

При составлении сметной документации, как правило, используется ресурсный или базисно-индексный метод, при котором сметная стоимость строительства определяется на основе данных проектных материалов о потребных ресурсах (рабочей силе, строительных машинах, материалах и конструкциях) и текущих (прогнозных) ценах на эти ресурсы.

Эффективность инвестиций. Эффективность инвестиций определяется расчетом на основе количественных и качественных показателей, полученных при разработке соответствующих разделов проекта. При этом производится сопоставление обобщенных данных и результатов расчетов с основными технико-экономическими показателями, определенными в составе обоснований инвестиций в строительство данного объекта и заданием на проектирование. Затем на его основе принимается окончательное решение об инвестировании и реализации проекта. Настойщий раздел выполняется в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования , утвержденными Госстроем России, Минэкономики России, Минфином России, Госкомпромом России (от 31.03.1994 № 7-12/47).

Состав и содержание разделов проекта на строительство объектов жилищно-гражданского назначения. Проект на строительство объектов жилищно-гражданского назначения состоит из приведенных ниже разделов.

Общая пояснительная записка. Общая пояснительная записка включает в себя основание для разработки проекта, исходные данные для проектирования, сведения об обосновании выбора площадки строительства; краткую характеристику объекта: данные о проектной мощности объекта (вместимость, пропускная способность), результаты расчета численности и профессионально-квалификационного состава работающих, сведения о числе рабочих мест (кроме жилых зданий); данные о потребности в топливе,

воде и электрической энергии; сведения об очередности стро-



ительства и градостроительных комплексах; основные технико-экономические показатели проекта; сведения о проведенных согласованиях проектных решений, подтверждение о соответствии разработанной документации государственным нормам, правилам и стандартам; мероприятия по технической эксплуатации (по материалам, разрабатываемым для серии жилых зданий массового применения), основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения.

Технологические решения. Технологические решения включают в себя функциональное назначение объекта; краткую характеристику и обоснование решений по технологии, механизации, автоматизации технологических процессов и соответствия их заданному заказчиком уровню и нормативам по безопасности, комфорту труда.

Архитектурно-строительные решения. В этот раздел включаются сведения об инженерно-геологических, гидрогеологических условиях строительства; решения и основные показатели по генеральному плану и благоустройству участка, обоснование архитектурных и строительных решений и их соответствие архитектурному замыслу, функциональному назначению с учетом градостроительных требований; сведения об охране памятников истории и культуры; соответствии объемно-планировочных и конструктивных решений установленным заказчиком требованиям и техническим условиям; соображения по организации строительства; мероприятия по взрыво- и пожарной безопасности объекта, зашите строительных конструкций от коррозии, данные об обеспечении в помещениях требуемого комфорта; мероприятия по охране здоровья работающих и обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения.

Решения по инженерному оборудованию. В этом разделе должны быть приведены обоснование принципиальных решений по инженерному оборудованию - отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, газоснабжению, водоснабжению, канализации; решения по диспетчеризации, автоматизации и управления инженерными системами; принципиальные решения по электрооборудованию, электроосвещению, молниезащите, охранной и противопожарной сигнализации; мероприятия по защите инженерных сетей и оборудования от блуждающих токов и антикоррозийной защите; решения по средствам связи и сигнализации, радиофикации, телевидению противопожарным мероприятиям, а также по механизации и оборудованию для создания благоприятных условий труда.

Охрана окружающей среды. Раздел разрабатывается в соответствии с государственными стандартами, строительными нормами и правилами, утвержденными Госстроем России, Министерством регионального развития Российской Федерации, нормативными

документами и другими нормативными актами, регулирующими природоохранную деятельность.

Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Настоящий раздел выполняется в соответствии с нормами и правилами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Организация строительства. Настоящий раздел разрабатывается в соответствии со СНиП 3.01.01 - 85 Организация строительного производства с учетом условий и требований, изложенных в договоре на выполнение проектных работ и имеющихся данных о рынке строительных услуг.

Сметная документация. Сметная документация составляется в соответствии с приведенными данными по зданиям и сооружениям производственного назначения.

Эффективность инвестиций и основные технико-экономические показатели. Эффективность инвестиций разрабатывается в соответствии с приведенными данными по зданиям и сооружениям производственного назначения. Примерный перечень технико-экономических показателей для общественных зданий и сооружений приведен в приложении 1, табл. П1.2, а для жилых зданий - в приложении 1, табл. П1.3.

Основные чертежи. Состав альбома чертежей зависит от функционального назначения и мощности объекта. Он должен в себя включать:

ситуационный план в масштабе 1:5000, 1:10000;

схему генерального плана или генеральный план участка на топографической основе в масштабе 1: 500, 1:1000;

планы этажей, фасады, разрезы зданий и сооружений со схематическим изображением основньгх несущих и ограждающих конструкций (по индивидуальным и повторно применяемым проектам);

каталожные листы привязываемых проектов массового применения;

интерьеры основных помещений (разрабатываются в соответствии с заданием на проектирование);

схематическое изображение индивидуальных конструктивных решений;

технологические компоновки со ссылками на нормали или поэтажные планы расстановки основного оборудования;

примеры расстановки мебели для жилых домов;

принципиальные схемы устройства инженерного оборудования;

схемы трасс внешних инженерных коммуникаций;

планы трасс внутриплощадочных сетей и сооружений к ним;

схему электроснабжения объекта;



принципиальные схемы автоматизации управления средствами инженерного оборудования, санитарно-техническими устройствами;

схемы организации связи и сигнализации;

схемы мусороудаления из здания.

Экспертиза, согласование и утверждение проектно-сметной документации. Экспертиза проектной документации объектов капитального строительства производится в соответствии со ст. 49 и 50 Градостроительного кодекса РФ. Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более трех, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

жилые дома с количеством этажей не более трех, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

многоквартирные дома с количеством этажей не более трех, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более двух, общая площадь которых составляет не более чем 1500 м^ и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;

отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более двух, общая площадь которых составляет не более чем 1500 м^, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, требуется установление санитарно-защитных зон.

Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (типовая проектная

i

документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Государственная экспертиза проектной документации проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственным ему государственным учреждением. Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Срок проведения государственной экспертизы проектной документации не должен превышать три месяца.

В соответствии с Положением о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008 градостроительная, предпроектная и проектная документация на объекты, строительство которых осуществляется частично или полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, получаемых в качестве государственной подцержки, а также на потенциально опасные и технически особо сложные объекты независимо от источников финансирования и форм собственности пре;приятий, зданий и сооружений до ее утверждения подлежит государственной экспертизе.

По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных средств заказчика (инвестора), включая привлеченные средства, в том числе средства иностранных инвесторов, кроме потенциально опасных и технически особо сложных объектов, решение о проведении государственной экспертизы предпроектной документации принимает заказчик (инвестор).

После разработки и взаимной увязки в комплексном рабочем проекте отдельных его частей проектировщики согласовывают проект с заказчиком, органами государственного надзора, а в части сметной стоимости ~ с подрядными строительными организациями.

При одностадийном проектировании на согласование соответствующих инстанций проектировщики представляют рабочие проекты со сводными сметами к ним, а при двухстадийном - проекты со сводными сметами и рабочую документацию на отдельные объекты, работы и затраты, входящие в соответствующую очередь осуществления проекта, а также сводки затрат. Рабочие чер-



тежи, составленные в соответствии с утвержденным рабочим проектом, согласованию не подлежат.

При согласовании отдельных частей проекла проектировщики проверяют соответствие их состава и содержания предъявляемым требованиям и установленным в заданиях на проектирование показателям.

Заказчик согласовывает с генподрядчиком раздел рабочего проекта Организация строительства и производства работ . Подрядная строительная организация рассматривает этот раздел рабочего проекта, а также основные решения проекта, сводный сметный расчет стоимости строительства и представляет заказчику замечания в срок не более 45 дней со дня получения этих материалов.

При неполучении замечаний в этот срок рабочий проект считается согласованным и может быть утвержден. По поручению заказчика проектная организация вносит в проектно-сметную документацию изменения, вытекающие из принятых заказчиком замечаний от подрядной строительной организации.

В зависимости от источников финансирования инстанция, которая утверждает проектно-сметную документацию, определяет уровень и содержание экспертного заьслючения.

Целями государственной экспертизы являются:

предотвращение создания объектов, строительство и использование которых нарушает права физических и юридических лиц или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке норм и правил;

оценка эффективности капитальных вложений, направляемых на строительство объектов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъектов Российской Федерации.

Помимо комплексной экспертизы рабочие проекты могут направляться на юридическую, экологическую или финансовую проверку. Например, под экологической экспертизой понимается система комплексной оценки экологических и социально-экономических последствий осуществления проектов, направленная на предотвращение их отрицательного влияния на окружающую среду и на решение намеченных задач с наименьшей затратой ресурсов и нежелательными минимальными последствиями.

Рассмотрение проектов строительства проводится в следующем порядке:

проверяется комплектность и полнота представленных материалов, при этом состав и содержание принимаемой на экспертизу документации должны соответствовать установленным требованиям. При обоснованной необходимости экспертные органы могут затребовать дополнительную информацию по рассматриваемому проекту;

проверяется полнота исходных данных и материалов инженерных изысканий. Проверяется соответствие принятых в проектах строительства решений требованиям, изложенным в договоре на выполнение проектных работ и показателям ранее утвержденного (одобренного) обоснования инвестиций в строительство, а также другим предпроектным материалам, техническим условиям, строительным нормам и правилам, государственным стандартам, территориальным каталогам и иным нормативно-техническим документам, действующих на момент проведения экспертизы, а также согласованность и увязка проектных решений, приведенных в соответствующих разделах проекта строительства. В случае отступлений от требований нормативных документов рассматривается их обоснованность и наличие разрешений на это соответствующих органов;

проводится изучение пояснительной записки и графических материалов с определением соответствия разработанных решений заданию на проектирование и другой разрешительной документации.

При экспертизе обращается особое внимание на наличие:

вариантных проработок, расчетов и других материалов, обосновывающих выбор оптимальных проектных решений;

установленных законодательством согласований проекта строительства с органами государственного надзора и другими заинтересованными организациями;

записи ответственного лица за проект (главного инженера проекта, главного архитектора проекта, управляющего проектом), удостоверяющей, что проектная документация на строительство объекта разработана в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами.

Особое внимание уделяется оценке места расположения площадки (трассы) строительства в увязке с утвержденной градостроительной документацией, проверяется срок действия акта выбора земельного участка и другой разрешительной документации, а также производится сравнение с данными и технико-экономическими показателями лучших отечественных и зарубежных аналогов. При этом может оказаться необходимым или целесообразным дополнительное рассмотрение обоснований инвестиций в строительство зданий и сооружений, поскольку ряд основополагающих моментов определяется именно на стадии их разработки.

В заключении экспертизы приводится принципиальное описание принятого проектного решения, обосновывается его нерациональность, допущенное отступление от требований действующих нормативов, излагаются рекомендации по изменению (улучшению) решений с указанием ссылки на соответствующий документ или результаты расч:етов.

Одновременно ё заключениях отмечается применение новых прогрессивных, рациональных технологических, объемно-планй-



ровочных, архитектурных, конструктивных и других решений, обеспечивающих высокий уровень производства и качества (конкурентоспособность) продукции (работ, услуг), долговечность и надежность зданий и сооружений при эксплуатации, снижение материалоемкости, расхода топливно-энергетических и других ресурсов по сравнению с заданным уровнем.

Исходя из общих принципов проектирования и требований задания заказчика при экспертизе рабочих проектов рассматриваются следующие разделы.

1. Технологические решения.

2. Архитектурно-строительные решения.

3. Решения по инженерному оборудованию.

4. Охрана окружающей среды.

5. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

6. Организация строительства.

7. Сметная документация.

8. Эффективность инвестиций.

Критерием оценки качества проектов строительства является эффективность инвестиций в создание (развитие) предприятий, зданий и сооружений, а также рациональность технологических, объемно-планировочных, конструктивных и прочих решений и соответствие их современным техническим, природоохранным, социальным, эстетическим, градостроительным и другим требованиям. При этом производится оценка качества каждого раздела проекта и на ее основе формируется общая экспертная оценка, указываемая в выводах и предложениях по проекту в целом.

Оценка качества проекта формируется с учетом:

анализа технико-экономических показателей, состав которых определяется в зависимости от отраслевой специфики и видов строительства, их сопоставления с показателями, определенными в составе обоснования инвестиций в строительство данного объекта, а также установленным заданием на проектирование;

соответствия проектных решений заданию на проектирование;

комплектности представленной документации и глубины проектных проработок, включая качество оформления документации;

отмеченных нарушений и отступлений от требований действующих директивных и нормативных документов и пр.

В сформированных выводах и предложениях указывается влияние проведенной экспертизы на технико-экономический уровень проектируемого объекта с оценкой изменений эффективности инвестиций, технико-экономических показателей, расхода сырья, материалов, топливно-энергетичесьсих ресурсов в произвох-стве и строительстве, уровня воздействия на окружающую среду,

сметной стоимости строительства и т.д. 54

На основе проведенного анализа и оценок проектных решений экспертизой может быть сделан один из следующих выводов:

проект рекомендуется к утверждению (при отсутствии замечаний, ведущих к существенным изменениям проектных решений и основных технико-экономичесьсих показателей);

проект возвращается на доработку (при серьезных замечаниях, вызывающих изменения проектных решений и основных технико-экономических показателей или при необходимости проработки дополнительных вариантов проектных решений).

Может быть также сделан вывод о нецелесообразности осуществления проекта по оценке уровня показателей эффективности инвестиций, их надежности, устойчивости и другим причинам.

При наличии незначительных замечаний в ходе экспертизы допускается корректировка проектной организацией документации, что должно быть оговорено в экспертном заключении.

Для проведения государственной экспертизы проектной документации необходимые документы в четырех экземплярах представляются:

в экспертный совет при правительстве Российской Федерации по объектам, относящихся к его компетенции;

Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации по объектам градостроительной деятельности, финансируемое за счет федерального бюджета и целевых программ, потенциально опасных и технически особо сложных объектов;

организации вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации по месту размещения объекта.

Сводное заключение по результатам проведения государственной экспертизы предпроектной и проектной документации содержит совокупную оценку:

экономической целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с учетом требований экологической и промышленной безопасности;

соответствия архитектурно-планировочных и инженерно-технических требований технологическим требованиям, требованиям конструктивной надежности и безопасности;

технико-экономических показателей строительства объекта.

Прошедшая экспертизу предпроектная документация утверждается заказчиком (инвестором). Проектная документация утверждается:

по объектам, строительство которых осуществляется за счет средств федерального бюджета - Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации;



по объектам, строительство которых осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации - в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

по объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных средств заказчика (инвестора), включая привлеченные средства, в том числе средства иностранных инвесторов, - заказчиком (инвестором).

Схема согласования и утверждения градостроительной, пред-проектной и проектной документации на строительство объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, приведена на рис. 1.5.

Предпроектная и проектная подготовка строительства. На основании ст. 51 Градостроительного кодекса РФ застройщик имеет право осуществить застройку земельного участка, благоустройство территории, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения на основании разрешения на строительство.

Разрешение на строительство - документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются только на основании разрешения на строительство.

Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не, устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным .органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом Me-стйого самоуправления для стройтельетва^ реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строитеДвства федераль-


Проектная организация

Градостроитель и проектно-смет]

>ная, проектная дая документация


Экспертный совет при правительстве Российской Федерации

к к

м о

О О

Главгосэкспертиза России

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Замечания

Министерство природных ресурсов Российской Федерации

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Министерство промышленности

и энергетики Российской Федерации

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение государственной и ведомственной экспертизы

Утверждение

1

Сводное заключение по результатам проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проекгно-сметной документации

Рис. 1.5. Схема государственной экспертизы проектной документации

на капитальное строительство объектов

ного, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.

Разрешение на строительство необходимо для контроля по выполнению градостроительных нормативов, требований утвер-



у чдс;лнии градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей природной среде. Основные положения по выдаче разрешения на строительство приведены в ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, МДС 11-1.99 Методические рекомендации о порядке выдачи разрешений на строительство .

Субъектами градостроительных отношений, подпадающих под регулирующее действие Порядка выдачи разрешения на строительство объектов недвижимости , являются:

инвесторы (в том числе иностранные), заказчики (застройщики), в том числе государственные заказчики, подрядчики, пользователи объектов недвижимости (объектов капитальных вложений);

государственные органы, органы местного самоуправления, включая соответствующие органы архитектуры и градостроительства;

государственные органы контроля, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты;

другие лица.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обязаны:

рассматривать заявления заинтересованных физических и юридических лиц, касающиеся подготовки документов в целях выдачи разрешения на строительство объектов недвижимости, за исключением объектов федерального значения и значения субъектов Российской Федерации;

выдавать указанные в заявлении разрешения на основании подготовленных местными органами архитектуры и градостроительства по форме, в порядке и в сроки, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на срок не более чем три года;

осуществлять в случае наделения их соответствующими полномочиями в пределах своей компетенции выдачу разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения и значения субъектов Российской Федерации;

обеспечивать контроль за осуществлением строительства объектов недвижимости в соответствии с выданными ими разрешениями на строительство;

информировать население о принимаемых и принятых решениях по вопросам подготовки документов и выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости и их комплексов в границах поселений и на межселенных территориях;

устанавливать порядок участия граждан Российской Федерации и их объединений в обсуждении принимаемых решений, о подготовке документов и выдаче разрешений на строительство объектов недвижимости;

Приводить свои решения в соответствие с решением суда по делу о вьщаче или отказе в выдаче разрешения на строительство.

Местные органы архитектуры и градостроительства обязаны:

рассматривать в пределах своей компетенции заявления заинтересованных физических и юридических лиц о выдаче разрешений на строительство объектов недвижимости;

осуществлять проверку материалов и сведений при подготовке разрешений на строительство;

доводить до сведения заказчика требования о необходимости соблюдения особых условий реализации инвестиционных проектов, вопросы согласования проектной документации с заинтересованными организациями;

обеспечивать контроль за соответствием проектной документации разрешенному использованию земельного участка;

осуществлять регистрацию разрешения на строительство и утвержденной проектной документации в муниципальном градостроительном кадастре;

согласовывать в установленном порядке градостроительную и проектную документацию для строительства объектов недвижимости;

определять перечень объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, в том числе в случаях, если строительные работы не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий и сооружений, а также не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения и их отдельных объектов.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на строительство объекта недвижимости в зависимости от его значения и местоположения застройщик представляет в соответствующий орган местного самоуправления, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации следующие документы и материалы, которые являются основанием для

выдачи разрешения:

заявление застройщика по утвержденной форме;

правоустанавливающие документы на земельный участок;

градостроительный план земельного участка;

материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка;

схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

схема планировочной организации земельного участка^ подтверждающая расположение линейного объекта в пределах крас-



пыл лилии, угвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

проект организации строительства объекта капитального строительства;

проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных ст. 49 Градостроительного кодекса РФ);

разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 Градостроительного кодекса РФ);

согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

К заявлению может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К заявлению прилагаются следующие документы:

правоустанавливающие документы на земельный участок;

градостроительный план земельного участка;

схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство.

Выдача разрешения на строительство осуществляется без взимания платы.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство должны:

произвести проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

произвести проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

выдать разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Отказ в вьщаче разрешения на строительство направляется застройщику в письменной форме с мотивированным объяснением причин принятого решения. Отказ может быть произведен в случаях:

несоответствия проектной документации на объект утвержденной градостроительной документации, выданному архитектурно-планировочному заданию, строительным нормам и правилам;

несоответствия проектной документации на объект по разрешенному использованию земельного участка.

При изменении организационно-правовой формы застройщика или передаче прав собственности на объект разрешение подлежит перерегистрации в месячный срок.

Заказчик (застройщик) в процессе строительства обязан информировать орган, выдавший разрешение на строительство, об изменении условий, существенно влияющих на проектные решения, окончание срока лицензии и другие факторы.

По истечении срока действия разрешения застройщик обязан продлить его и перерегистрировать в соответствующем органе исполнительной власти.

В разрешении на строительство указываются:

наименование объекта недвижимости с установленными границами и формами собственности (местоположение земельного участка и юридический адрес заказчика (застройщика);

назначение, градостроительный регламент (данные о параметрах и видах разрешенного использованид земельного участка и прочно связанной с ним недвижимости), ограничения на их использование;

условия обеспечения вновь создаваемой и (или) модернизируемой недвижимости объектами инженерной, транспортной и

социальной инфраструктур;

основные этапы реализации проектной документации;

сроки начала и завершения строительства;

условия продления разрешения на строительство;

санкции за невыполнение обязательств;

порядок передачи для учета, регистрации и хранения исполнительной съемки территории, зданий, строений и сооружений, подземных сетей и коммуникаций;



1 2 3 4 5 6 ... 23