Главная »
Книжные издания1 2 3 4 5 6 7 ...
23 особые условия осуществления строительно-монтажных ра-
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и др.);
строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
изме,нения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
иных случаях, если в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, один экземпляр копий материалов инженерных изысканий, проектной документации для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет. Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, вьщавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется.
Органы исполнительной власти различных уровней сами разрабатывают порядок выдачи разрешений на строительство на зем-
ЛЯХ ИМ подведомственных. Например, Правительство Москвы утвердило Положение о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве от 11.04.2000 № 378-РМ. Положение обязательно для всех участников инвестиционно-строительной деятельности независимо от форм собственности и источников финансирования. Оно включает в себя вопросы от обращения заявителя в органы власти г. Москвы до получения разрешения (ордера) на производство строительно-монтажных работ. В зависимости от вида строительных работ устанавливаются этапы проведения предпроектной и проектной подготовки, требования к составу, порядку оформления, согласования и утверждения документации.
Проведение строительных работ на территории г. Москвы осуществляется в соответствии с единой градостроительной политикой и на основании установленного порядка предпроектной и
проектной подготовки.
Предпроектная подготовка строительства предусматривает пре-дынвестиционный и ршвестиционный периоды. В предынвестици-онный период разрабатывается следующая градостроительная документация:
схемы размещения жилищного и других видов строительства;
схемы инженерного размещения территорий районов строительства и реконструкции;
градостроительные планы административных округов, районов;
проекты планировки территории.
В инвестиционный период предпроектной подготовки осуществляется:
разработка градостроительного обоснования размещения объекта (при отсутствии утвержденной предынвестиционной градостроительной документации);
подготовка исходно-разрешительной документации;
оформление правового акта городской администрации - разрешения на осуществление градостроительной деятельности.
Результатом предпроектной подготовки строительства является правовой акт, определяющий заказчика-застройщика и условия проведения инвестиционно-строительной деятельности.
Проектная подготовка строительства предусматривает проведение следующих этапов работ:
разработку, согласование и утверждение архитектурно-градостроительного решения (архитектурного проекта);
разработку, согласование, экспертизу и утверждение проектной документации (проекта, утверждаемой части рабочего проекта);
разработку рабочей документации.
Результатом предпроектной и проектной подготовки строительства является утверждение проекта, получение разрешения и ордера на производство строительных работ.
проведение строительных работ по объектам на территории г, Москвы производится исключительно на основании оформленного права на их проведение и в соответствии с согласованной и утвержденной документацией, кроме случаев, где в зависимости от вида работ оформление разрешения не требуется.
Заказчик вправе осуществить строительство, реконструкцию или иной вид строительных работ по объекту при наличии следующей документации:
оформленный правовой акт городской администрации;
оформленные имущественные и земельные отношения;
разработанный, согласованный и утвержденный архитектурный проект;
оформленный ордер на производство строительно-монтажных и земляных работ.
Оформление разрешения необходимо для следующих видов работ:
новое (капитальное и некапитальное) строительство;
реконструкция;
реставрация;
установка нестационарных объектов;
использование территории (приспособление для ведения хозяйственной деятельности);
благоустройство территории;
капитальный ремонт зданий, ремонт и покраска фасадов;
перепланировка и переоборудования помещений;
реконструктивные работы.
Не требуется оформление разрешений (при условии применения материалов и приборов, соответствующих санитарным и противопожарным нормам Российской Федерации) при проведении следующих видов работ:
замена сантехнических приборов, кроме приборов центрального отопления;
чистовой ремонт помещений (ремонт, замена отдельных покрытий стен, полов и потолков);
замена внутренних столярных изделий. Предпроектная подготовка нового строительства и реконструкции объекта недвижимости включает в себя следующие этапы:
разработку градостроительного обоснования размещения объекта;
подготовку исходно-разрешительной документации (ИРД);
оформление разрешения на осуществление градостроительной деятельности.
Подготовка ИРД проводится Москомархитекгурой, рассматривается регламентной комиссией. Основанием для подготовки ИРД и аренду для этих целей земельного участка является поручение префекта административного округа или поручение Городской ок-
ружной комиссии по имущественно-земельным отношениям и градостроительству, или правовой акт городской администрации.
Для разработки ИРД заказчик представляет следуюшую документацию:
письмо заказчика с заявкой на подготовку ИРД;
заявка (задание);
справка Государственного градостроительного кадастра (кроме конкурсных объектов);
документ, являющийся основанием для подготовки ИРД;
копии правоустанавливающих документов по оформлению земельных отношений (при наличии);
лицензия на выполнение функций заказчика на проведение
предпроектных работ;
копии природоохранной разрешительной документации.
Состав ИРД:
основание для оформления ИРД;
справка Государственного градостроительного кадастра (по конкурсным объектам);
градостроительное обоснование размещения объекта;
материалы предпроектной проработки;
градостроительное заключение (эскиз, заключение по обследованию объекта недвижимости, заключение по условиям проектирования, заключение согласующих организаций);
заключение по инженерному обеспечению объекта;
заключение по компенсационному озеленению;
заключение Москомприроды;
протокол рассмотрения материалов предпроектных проработок Архитектурным советом;
заключение ГУОП г. Москвы о необходимости проведения археологических исследований (для исторических территорий);
заключение по визуадьно-ландшафтному анализу (для исторических территорий);
расчет соцкультбыта (при необходимости);
расчет продолжительности инсоляции и естественной освещенности (при необходимости);
сводный расчет платежей, осуществляемых инвестором за право реализации проекта на этапе получения ИРД и до начала производства строительных работ на объекте;
проект правового акта городской администрации;
Выдача разрешения на строительство осуществляется без взимания платы.
Материалы ИРД подлежат:
согласованию - префектом административного округа, районной управой, ГУ го и ЧС т. Москвы;
оформлению заключений - ЦГСЭН в г. Москве; Москомприроды; ОПС Мосгоргеотреста; НИиПИ Генплана; ГУОП г. Мос-
квы; Москомзема (с информацией о территориально-экономической зоне и базовой ставке арендной платы - земельного налога); Департамента государственного и муниципального имущества г= Москвы (с информацией об оценке зданий и сооружений, расположенных на участке); УГПС ГУВД г, Москвы.
Основанием для получения права на строительство объекта, финансируемого из городских источников, является правовой акт городской администрации (постановление Правительства г. Москвы).
Основанием для получения права на строительство, реконструкцию объекта внебюджетного финансирования, осуществляемого на конкурсной основе, является правовой акт городской администрации и инвестиционный контракт, оформленные в соответствии с комплектом конкурсной документации, выполненной на основании утвержденной программы строительства.
Основанием для получения права на строительство, реконструкцию объекта с оформленными земельными и имущественными отношениями является разрешение Москомархитектуры на проектирование и строительство, оформленное в соответствии с комплектом ИРД.
Для оформления разрешений при увеличении общей площади объекта сверх установленной оформленными имущественными отношениями по всем видам работ обязательно оформление правового акта городской администрации.
Право на строительство крупных торговых объектов, имущественных комплексов с торговой площадью свыше 1000 м^ оформляется Правительством г. Москвы.
Схема разработки исходно-разрешительной документации приведена на рис. 1.6.
В ст. 52 Градостроительного кодекса РФ приведены основные положения по осуществлению строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. За объектами капитального строительства осуществляется строительный контроль и государственный строительный надзор.
Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком. Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать юридическое или физическое лицо, осуществляющее подготовку проектной документации (ст. 53 Градостроительного кодекса РФ).
Инвестор
Правительство
Москвы (префектура)
Распоряжение о строительстве и предоставлении земельного участка
Инвестор
Москомзем
Москомархитектуры
1г
градостроительное заключение
Заключение по инженерному обеспечению
Оформление земельных отношений
Экологичекая экспертиза
Рис. 1.6. Схема разработки исходно-разрешительной документации
Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных дбъектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).
1.3.2. Формы систем управления строительством
В капитальном строительстве большое значение имеют организационные формы отношений между участниками инвестиционного процесса, которые существенно влияют на эффективность капитального строительства. Наиболее ощутимое значение имеет специализация ведения строительных работ. Она способствует росту производительности труда, повышению качества работ, сокращению сроков строительства за счет внедрения новейших строительных технологий машин и механизмов. Чем выше степень разделения труда, тем меньшее количество однородных операций и
работ производит один рабочий, одна организация, тем лучше обстоит дело с навыками и опытом рабочих.
С развитием рыночных отношений в Российской Федерации расширились и разновидности форм управления строительством, зависящих от следующих основных факторов:
размера строящегося, реконструируемого или расширяемого объекта;
сложности объекта;
природно-климатических и других местных условий;
продолжительности строительства;
возможности самого заказчика по руководству работами, проектированию и непосредственному выполнению строительно-монтажных работ;
стоимости строительства;
возможных рисков.
Выбор той или иной формы управления строительством принадлежит заказчику. При выборе формы управления заказчик исходит из следующих предпосылок:
какими силами сам он располагает;
как отразится передача функций управления строительством другим исполнителям на качестве работ, стоимости, риске.
В современных условиях используются четыре основные организационные формы подрядных отношений заказчика с исполнителями:
1) подрядная;
2) под ключ ;
3) хозяйственная;
4) подрядные торги.
Эти основные формы, в свою очередь, могут включать в себя и свои системы отношений.
Подрядная форма управления. Общее руководство и управление строительством производится заказчиком (рис. 1.7, а). Он самостоятельно или,с привлечением специализированных организаций обосновывает целесообразность возведения объекта, заказывает изыскание площадки, оформляет отвод земли под строительство, разработку проектно-сметной документации, производит заказ на изготовление оборудования, заключает договор с ген-подрядной организацией на строительство объекта, обеспечивает финансирование. В процессе строительства заказчик также осуществляет общее руководство, а по завершении строительства организует приемку объекта в эксплуатацию.
При подрядной форме существуют несколько видов профессионального управления. При этом ряд функций по управлению строительством (заказ на проектирование, заказ оборудование, отвод земли) заказчик оставляет за собой, а непосредственное текущее управление строительством поручает по договору юриди-
Подготовка ИРД
Проектировщик
Строительство
Технический надзор
Приемка объекта в эксплуата цию
Генеральный подрядчик
Собственные подразделения генподрядчика
Субподрядчики
Заказчик
Подготовка ИРД
Проектировщик
а
Строительство
Технический надзор
Приемка объекта в эксплуатацию
Генеральный подрядчик как
управляющий строительством
Собственные подразделения генподрядчика
Субподрядчики
Заказчик
Подготовка ИРД
Проектиров щик
Строительство
Технический надзор
Приемка объекта в эксплуатацию
Управляющий строительством
Независимый подрядчик и субподрядчики
Рис. 1.7, Схема подрядной формы управления строительством:
а - общее руководство и управление со стороны заказчика; б - профессиональное управление со стороны генерального подрядчика (юридического лица); в - профессиональное управление со
в
стороны управляющего (физического лица)
ческому лицу, как правило, генеральному подрядчику (рис. 1.7, б) или профессиональному управляющему - физическому лицу (рис. 1.7, в). Эти формы управления в чем-то совпадают с предыдущей (см. рис. 1.7, а), но при них заказчик уже не вмешивается в строительный процесс и даже в контроль строительно-монтажных работ, но участвует в техническом надзор за строительством и в приемке объекта в эксплуатацию.
Форма профессионального управления под ключ (рис. 1.8). При этой функции заказчика по договору передаются генеральному подрядчику. Генподрядная строительная организация принимает на себя полную ответственность за строительство объекта в соответствии с утвержденным проектом, сметной стоимостью и в установленные сроки. Она может также заказывать проектирование, оборудование, пуск объекта в эксплуатацию. Инвестор (заказчик-застройщик) в этом случае принимает участие в текущем контроле качества работ и осуществляет приемку уже законченного объекта в эксплуатацию. Руководство строительством может осуществляться через генерального подрядчика (юридическое лицо) (рис. 1.80, а) или через управляющего строительством (физическое лицо) (рис. 1.8, б). Эта форма управления повышает заинтересованность генерального подрядчика в более экономном расходовании установленного сметного лимита, упрощает систему связей смежников, сокращает сроки строительства. При этой форме управления инженер (инжиниринговая организация) - физическое или юридическое лицо действует от имени заказчика и осуществляет контроль и надзор за ходом строительства объекта.
Хозяйственная форма управления (рис. 1.9). Строительство объекта осуществляется силами инвестора или заказчика-застройщика. При этой форме наряду с выполнением общих функций (отвод земли, заказ оборудования, изыскание и т.п.) инвестор принимает непосредственное участие в проектировании и выполнении строительно-монтажных работ. Он может выполнять что-то своими силами, что-то передавать по договорам подрядчикам и субподрядчикам. Чаще всего эту форму применяют при реконструкции, расширении и ремонте действующих предприятий, зданий и сооружений, а также в агропромышленном, водохозяйственном и мелиоративном комплексах, ведомствах Министерства обороны и т. п. При такой форме управления не представляется возможным равномерно (в течение года) загрузить рабочих-строителей, машины и механизмы, технологическое оборудование инвестора; дополнительно возникает неопределенность объема и фронта работ. При этой форме строительно-монтажные участки имеют слабую оснащенность высокопроизводительной специализированной техникой, невысокий уровень квалификации рабочих, низкий уровень производительности труда. Имеются и преимущества: сокращение времени на согласование и привлечение подрядных стро-
Инженер-строитель
Проектировщик
Генеральный подрядчик
Подготовка ИРД ,

Собственные подразделения генподрядчика
Субподрядчики
Технический надзор
Приемка объекта в эксплуатацию
а
Заказчик
Инженер - управляющий проектированием и строительством (проект-менеджер)
Проектировщик
Управляющий строительством
Подготовка ИРД
Строительство
Независимый подрядчик и субподрядчики
Технический надзор
Приемка объекта в эксплуатацию
Рис. L8, Схема формы профессионального управления строительством
под ключ :
а - проектирование - строительство под общим руководством как юридического, так и физического лица; б - проектирование управлениестроительство
под обидим руководством физического лица
Проектный отдел заказчика
Строительство
Технический надзор
Приемка объекта в эксплуатацию
Строительный отдел заказчика
Собственные строительные подразделения заказчика
Подрядчик и субподрядчики
Рис. 1.9, Схема хозяйственной формы управления проектированием
и строительством
ительных организаций, общая заинтересованность коллектива действующего предприятия и строительного участка в быстром и качественном выполнении работ, единство руководства эксплуатации и строительства (реконструкции, перевооружения, ремонта) объекта. Такая форма управления присуща мощным производственным организациям: акционерным обществам, коммерческим объединениям, финансово-промышленным группам.
Подрядные торги (тендер) (рис. 1.10). Это система управления строительством, при которой заказчик выбирает проектировщиков, подрядчиков, поставщиков технологического оборудования на конкурсной основе путем рассмотрения наиболее выгодных предложений с точки зрения как цены, так и других коммерческих и технических условий.
Существуют две формы торгов: закрытые и открытые. При закрытых торгах заказчик для участия в торгах приглашает несколько уже известных ему фирм, из которых и выбирает ту, которая дает наиболее приемлемые для него предложения. При о т-крытых торгах заказчик путем объявления в открытой печати приглашает всех желающих принять участие в торгах.
Основные требования по проведению подрядных торгов изложены в МДС 80-13.2000 Положение о подрядных торгах в Российской Федерации и МДС 80-6.2000 Методические рекомендации по процедуре подрядных торгов =
Подрядные торги проводятся при размещении следующих заказов:
\
на строительство предприятий зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения;
вьшолнение проектных, изыскательских, конструкторских, строительных, монтажных, пусконаладочных и других видов работ;
поставку комплектного технологического оборудования;
управление проектом, консультирование, надзор;
другие технически и организационно обоснованные сочетания изложенных выше работ и услуг.
К началу объявления торгов заказчик совместно с организатором торгов (инжиниринговая фирма, менеджер по проведению и организации торгов, имеющие сертификат и аттестацию) разрабатывает комплект документации (тендер), в котором излагаются основные идеи предмета торгов и характер коммерческих условий: детальное описание объекта, технические требования, необходимый объем графических материалов, коммерческие условия, проект контракта. Для рассмотрения предложений создается тендерный комитет из независимых высококвалифицированных специалистов. Тендерная документация и объем работ, выставляемые на торг (лот), выкупаются, как правило, за незначительную плату. При подаче документов в тендерный комитет для подтверждения серьезности своих намерений каждый претендент вносит залог до 3 % от суммы предложения. Если предложения отклоняются, то залоговая сумма претенденту возвращается. Дополнительно для участия в торгах претендент должен представить в тендерный комитет следующую документацию:
Организатор торгов
Заказчик
Объявление о торге
Лот
Претендент
Тендерная документация
Заявка. Гарантии банка
Тендерный комитет
Задаток (залог)
Определение победителя. Принятие и утверждение решения тендерного
комитета
Подготовка и заключение контракта с победителем
Рис. 1Л0. Схема формы управления проектированием и строительством
подрядные торги (тендер)
заявку для участия в подрядных торгах;
временное поручительство в форме гарантии банка;
копию платежного документа, подтверждающего внесение первого задатка;
расчет цены предмета торгов с указанием порядка ее исчисления;
пояснительную записку с приложением необходимой экономической, технической и технологической документации.
Возможны несколько вариантов оценки оферт оферента:
если технологические, архитектурные, конструктивные и объемно-планировочные решения уже приняты, тогда оцениваются предложенная цена и возможности оферента по выполнению работ в установленные или более короткие сроки с требуемым качеством;
если лот представлен в виде ТЭО, тогда оценка производится по условиям строительства под ключ с показателями по себестоимости продукции, сроку окупаемости капитальных вложений, сроку ввода в эксплуатацию, степени воздействия объекта на окружающую среду, а для непроизводственных объектов - архитектурной выразительности, стоимости строительства и затрат на эксплуатацию;
если проводятся международные торги, тогда учитываются показатели по использованию местных строительных материалов, отечественного оборудования и трудовых ресурсов.
Принятие рещения о присуждении заказа обычно происходит через несколько месяцев после изучения предложений, кредитоспособности предприятия, его производственных возможностей. При рассмотрении предложений обычно учитывается комплекс вопросов: коммерческих, финансовых, технических, состояние фирмы-претендента.
Организация, получившая подряд с торгов, заключает контракт с заказчиком, в котором оговариваются условия подряда: стоимость, вид валюты, условия платежей, сроки выполнения работ, формы урегулирования споров, законодательные положения, различного рода санкции, виды страхования, особые условия.
1.3.3. Возможные формы организации строительных организаций
Гражданский кодекс РФ определяет следующие формы предпринимательской деятельности:
без образования юридического лица;
с образованием юридического лица. Статус предприятия зависит:
от способа формирования капитала (личный, паевой, акционерный) ;
формы принятия управленческих решений (собственник, учредитель, собрание учредителей (пайщиков);
формы распределения прибыли (личный доход, выплата по
паю, дивиденд).
В формах без образования юридического лица (индивидуальная и семейная трудовая деятельность) это союз работников, не предусматривающий привлечение наемного труда. Он функционирует на принципах самофинансирования, самокредитования и самоокупаемости. Такое предприятие считается созданным, если прошло государственную регистрацию. По решению владельца оно также может приобрести статус юридического лица.
В формах с образованием юридического лица (кооперативные, акционерные и арендные предприятия, ООО и т.п.) это союз собственников, предусматривающий привлечение наемного труда. Юридическим лицом считается предприятие (организация), прошедшее государственную регистрацию, имеющее самостоятельный баланс (смету) и обособленное имущество; оно отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные права, выполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическим лицом могут быть коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческие организации создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий с основной целью своей деятельности - извлечение прибыли.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных или иных фондов и в других формах, предусмотренных законом. Организационные формы юридических лиц в соответствии с Гражданским кодексом РФ
представлены на рис. 1. И.
Коммерческие организации различных форм собственности в целях предпринимательской деятельности и защиты общих имущественных интересов по договору между собой могут создавать объединения в форме консорциумов, концернов, ассоциаций, союзов и фондов. Эти объединения могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями, зависящими от решения участников.
Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в некоммерческие ассоциации (союзы) этих организаций. Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, но не отвечают по обязательствам своих членов.
В рыночных условиях управление строительной организацией может производиться в двух видах (рис. 1.12):

Ю
Э
о
О
В
<D о а
PQ м со
N Е S
я fa о s °



О
X О
о
I 5 8
о

Я
g н g
о
S W Й §
О 1 Р 9? 5
й S 2
о

8 ё S
е
ш
о
о
с? О
О
О
н



о
О
о
о
н о
(Я
о о
д
о
п
щ
О
о
Строительная организация
Государственное регулирование
Рыночное управление
|
| Правовое |
|
| Экономическое |
|
| Финансовое |
|
| Социальное |
Федер; и муниц! СОбСТВ( | альная шальная |
| |
Самоуправление собственника |
Управление учредителями
(смешанная собственность)
Управление собственника
Управление предпринимателя
Управление менеджера
Управление трудового коллектива
Рис. 1Л2. Формы управления строительной организацией в рыночных
условиях
государственное регулирование;
рыночное управление.
Главный принцип рыночного управления состоит в ограниченности государственного регулирования, торжестве договорных форм взаимоотношений, равенстве субъектов хозяйствования по горизонтали. Стиль управления демократический с преобладанием экономических методов на уровне объекта в целях получения прибыли (обеспечения коммерческой эффективности).
Контрольные вопросы
1. Что такое инвестиции? Что такое капитальные вложения?
2. Как ютассифицируются инвестиции?
3. Дайте определение субъектов и объектов инвестиционной деятельности.
4. Назовите фазы инвестиционного цикиа. Что каждая из них в себя
включает?
5. Кто устанавливает стадийность проектирования и от чего она зависит?
6. Что включают в себя инженерные изыскания для строительства?
7. Назовите основные разделы проекта на строительство зданий производственного и жилищно-гражданского назначения.
8. Каковы порядок и правила экспертизы и утверждения проектно-сметной документации? Кто ее утверждает? По каким объектам капитального строительства не проводится государственная экспертиза проектно-сметной документации?
9. Что собой представляет разрешение на строительство, какие документы предоставляются для его получения и кто его выдает?
10. Назовите наиболее широко применяемые формы организации и управления строительством. Дайте им краткую характеристику.
11. Назовите основные формы организации строительных предприятий. Дайте им краткую характеристику.
ГЛАВА 2
НОРМИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
2Л. Техническое нормирование в строительстве
Производство любой строительной продукции влечет за собой затраты технических, трудовых и материальных ресурсов. Расход ресурсов на производство единицы строительной продукции может зависеть от многих факторов. Однако существует нормативный показатель (переменная величина), выражающий конкретное количественное значение объекта нормирования (расхода ресурса на единицу измерения продукции). Это технически обоснованные производственные нормы использования трудовых, технических и материальных ресурсов. К ним относятся нормы выработки и нормы времени, нормы затрат труда и нормы численности рабочих и машин, нормы расхода строительных материалов и энергии на единицу строительной продукции.
Цель технического нормирования - обеспечить рациональную организацию и повышение производительности труда, снижение расхода материальных ресурсов в строительстве. Основная задача технического нормирования - это разработка технически обоснованных норм на расход ресурсов, соответствующих современному развитию общества и техники, а также снижение стоимости строительной продукции в целом.
2 Л Л. Классификация затрат рабочего времени строительных
рабочих
Норма времени рабочего - это количество рабочего времени, достаточное при данных средствах труда на производство единицы качественной продукции рабочим соответствующей профессии и разряда, работающего в условиях правильной организации труда и производства. Нормой времени выражается длительность выполнения производственного процесса. Норма времени Н^р измеряется обычно в единицах времени (смена, час, минута, секунда) на единицу измерителя продукции и определяется по формуле
Н
где Т - количество затраченного времени, смена, ч, мин, о, Q-количество изготовленной продукции, единица измерения про дукции.
Классификация (суммарный состав) затрат необходимого рабочего времени для последовательного выполнения единицы производственного задания, образующего норму времени, приведена на рис. 2.1.
Техническая норма времени должна быть обоснована. Ее устанавливают в результате детального изучения и анализа строительных процессов с учетом применения современной строительной техники, технологии и передовых методов производства.
Рабочее время на выполнение объема однотипной строительной продукции может быть в различных случаях не одинаковым. Это в большей степени зависит от организации производства. Рабочее время делится на производительное (нормируемое) и непроизводительное (ненормируемое).
Нормируемые затраты времени - время работы по заданию и время регламентированных перерывов. Работа не по заданию не включается в нормируемые затраты, так как затраченное на нее время относится к другому процессу и не может быть включено в состав проектируемой или проверяемой нормы.
Ненормируемые затраты времени - время работы не по заданию и время нерегламентированных перерывов.
На рис. 2.2 представлена классификация основных составляющих затрат рабочего времени строительных рабочих.
Норма времени
В
О
о
и
О
К
cd О S
о
К
е
(Л
и
О
а
о
&
S К
н о
и
1 &
S о
а> О
о Й
О
G о
2 S ♦-н W g ч
о
£7 О
Н О
о
о ю
д
а &
§
S о X и
Рн <и РС1 Н
О
Рис. 2.1. Состав нормы времени на вьшолнение строительным рабочим
единицы вида работы
Рабочее время
Нормируемые затраты времени
Ненормируемые затраты времени
Работа по заданию
Регламентированные перерывы
о
X и
О
о
О
о Р^ PQ
О
(Г) 1
м
к
РР О
н о
С
Работа не по заданию
О
о о
X О
Нерегламентирован-ные перерывы
н о
ю
S Рч
О
О
о
5Й О W
о
н
=д
о
Рис. 2.2. Классификация затрат рабочего времени строительных рабочих
Состав нормируемых и ненормируемых затрат рабочего времени строительных рабочих можно разделить на следующие группы, виды и элементы затрат.
Рабочее время. Это время, в течение которого рабочий затрачивает свой труд независимо от его целей и результатов. Время работы подразделяется на время работы по заданию и не по заданию.
1. Время работы по заданию - время, в течение которого рабочий затрачивает свой труд на подготовку к работе и на выполнение полученного задания. Этот вид затрат, в свою очередь, подразделяется на элементы:
а) время оперативной (основной и вспомогательной) работы - время, затрачиваемое рабочим на непосредственное выполнение строительной продукции требуемого качества с соблюдением установленной технологии, например совокупность операций, выполняемых при устройстве рулонной кровли. Вспомогательная работа должна обеспечивать качественное и быстрое выполнение основной работы (очистка кровли, разогрев битума и т.п.);
1 2 3 4 5 6 7 ...
23